В России разрабатывается сенсорный подшипник
В октябре прошлого года ученые из Зеленоградского нанотехнологического центра (ЗНТЦ) и Национального исследовательского университета "Московский институт электронной техники" (МИЭТ) начали работу над проектом "интеллектуальный подшипник". Планируется к традиционному механическому подшипнику добавить интеллектуальный электронный блок. Применение оригинальных микросхем даст возможность следить за состоянием подшипника, измерять его угловую скорость, температуру и степень износа, что позволит своевременно устранять возникающие неполадки.
В настоящий момент в России достаточно много компаний занимаются разработкой систем контроля подшипников, но, как правило, все эти системы громоздкие и используют зарубежную элементную базу. Разрабатываемый проект подразумевает создание малогабаритных устройств, базирующихся на отечественных элементах.
Проект состоит из трех частей. В первой разрабатывается система диагностики подшипника, которая включает в себя контроль скорости вращения подшипника и измерение угловых координат при помощи разработанной ранее микросхемы. Другая часть проекта посвящена измерению температуры подшипника. В третьей части проекта, реализуемой при участии Таганрогского филиала Южного Федерального Университета, разрабатывается блок измерения вибрации и специализированная микросхема для обработки сигналов вибрации.
Всего в проекте задействовано около 50 человек. На сегодняшний день завершен первый этап проекта по проектированию макетов, составляющих системы диагностики подшипника и начата разработка интегральных микросхем. Завершение проекта и выход на опытное производство планируются в 2019 году, однако уже сейчас, по заявлению разработчиков, есть большое количество предзаказов из авиационной и автомобильной промышленности России и Беларуси, в том числе от нескольких российских подшипниковых заводов.
В конце 2017 г. проект получил государственное субсидийное финансирование в размере 250 млн. рублей. Кроме того, как заявляют разработчики, удалось привлечь внебюджетных 125 млн. рублей. Итогом проекта должно стать создание опытных образцов и разработка сопутствующего программного обеспечения для дальнейшего серийного производства.
Однако, как считаю аналитики, перед серийным производством, которое намечено после 2020 года, и конкурентной привлекательностью за пределами России стоят серьезные преграды:
1) патентная чистота, так как почти за 30-летние свое существование сенсорных подшипников за рубежом уже наработана большая патентная база в этой области;
2) юридические вопросы, связанные с участием государственных денег в проекте, которые могут оттянуть серийное внедрение на несколько лет.
Поэтому приобрести сенсорный подшипник отечественной разработки и производства в любом ближайшем магазине автозапчастей в РФ и Республике Беларусь возможно станет после 2025 года.